Выбор дерева для амулета.
Каждое дерево обладает своими особыми физическими и магическими свойствами, и Северная Традиция признаёт это, приписывая различным породам древесины соответствующее предназначение. Ниже приводится перечень физических, символических и магических функций всех деревьев, изначально распространённых в Северной Европе.
Ольха (Alnus glutinosa) Её связь с влагой обеспечила использование ольхи для речных свай как опор для мостов или зданий, которые возводят на влажном грунте. Фундаменты целых городов вроде Амстердама были сделаны из ольхи, и поэтому она стала символом основы, причём не только для зданий, но и для людей, так как из её древесины делали башмаки. Она также служит излюбленным материалом для свистков и флейт. Ольховый уголь использовали для приготовления пороха. Поскольку таким образом ольха связана ещё и с огнём, ей соответствует руна Is.
Яблоня (Mains spp.). Плод яблони является символом вечной жизни, его пятеричная симметрия отражает золотое сечение сакральной геометрии и числа. Это священное дерево острова Авалон и древнескандинавской богини вечной молодости Идун. В силу специальных условий, которые требуются для выращивания яблонь, сады уже давно считаются священной землёй. Эго отношение до недавнего времени сохранялось в Привилегиях Вольных горняков в Форест Дине и Корнуолле, позволяющим им добывать руду на любом участке земли, за исключением Королевских дорог, кладбищ и садов — то есть трёх разрядов священных земель. В Херефордшире был обычай, по которому если кто-то желал отторгнуть общественную землю, он должен был прежде всего посадить на ней яблоню. Для сохранения своего права на участок владелец надела впоследствии ежегодно выделял некое количество плодов.
Если солнце утром дня зимнего солнцеворота (или праздника-воспреемника, в Рождество Христово) светит сквозь деревья, это сулит хороший урожай в будущем году и процветание владельцу сада. В солнцеворот яблони чествовали, обрызгивали их и подносили им поджаренные ломтики хлеба, чтобы изгнать всех нежелательных духов и обеспечить в следующем году хороший урожай, который даст священное питьё, сидр. Соответствующей яблоне руной является Ing, руна плодородия и роста, не знающего предела.
Ясень (Fraxinus excelsior). Ясень, или ясеневое дерево, жизненно важно для Северной Традиции, ибо это дерево, которое образует Космическую Ось, Иггдрасиль. Ясень был также одним из двух предков рода человеческого, потому что согласно древнескандинавскому мифу о творении, первый муж- чина, Аск, был сотворён из ясеня. Его жена Эмбла была вязом. Идея о происхождении людей от деревьев была широко распространена в древней Европе. В Греции некоторые семьи, как сообщалось, считались потомками духа ясеня.
Ясень хорош для гаданий и ворожбы, так как его почки имеют форму лунного полумесяца, что связывает его с изменчивыми свойствами лунного божества Мани. Поскольку ясень является священным деревом предсказателей, воплощением Мирового древа Иггдрасиля и копья Одина Гунгнира, его порубка без уважрггельных причин приносит несчастье. Древесина ясеня хороша для столбов заборов и рукоятей орудий труда или оружия. В Ирландии и Уэльсе из ясеня делали каркасы для кораклей и посохи друидов. Ясень — излюбленное дерево для витых жезлов североевропейских магов и посвящённых. Ясень «призывает небесный огонь», поскольку способен притягивать удары молнии, а потому считается хорошим проводником магической силы, особенно, если срезать его в летнее солнцестояние. Копьё Одина Гунгнир, которое символизирует Gar, 33-я руна Нортумбрийского ряда, имеет ясеневое древко, будучи портативным вариантом Космической Оси — дерева Иггдрасиль. Как непоколебимая космическая. Ось, ясень обладает способностью защитить от недоброжелателей и срезать его для этой цели считается допустимым. В Линкольншире, где ясень известен под названием heder, посвящённые используют его для разрушения чар злых колдуний. Кроме того, змеи, существа нижнего мира, как говорят, боятся ясеня, и если носить с собой ясеневую палочку или та;гисман, они защитят от укуса змеи. В силу защитных свойств древесины шотландские пастухи использовали ясеневые посохи для управления скотом.
Ручку традиционной метлы также делают из ясеня. В древнескандинавской традиции опоры священного престола (Hof) — чертога короля или Зала Господа, где проходили религиозные празднества, были сделаны из ясеня. Позднее из ясеня по магическим соображениям делали перемычки на задней двери цыганских фургонов. Наконец, в целитель- стве расщеплённый ясень обыкновенно применяли для излечения детей, страдающих от рахита или грыжи, — их протаскивали через него три или девять раз. Раскол связывали и, если он срастался, верили, что недуг ребёнка тоже исчезнет. Такие деревья охраняли и редко срубали из опасения, что результаты лечения пойдут прахом.
В отличие от большинства деревьев, сырая древесина ясеня будет гореть без шипения и брызг. Воскурения ясеневым дымом благовонны и благоприятны, и новорожденных традиционно впервые купали возле ясеневого огня. Сок, истекавший при этом из горящей древесины, считался полезным целебным средством, благоприятным для детей, и приветствием их приходу в мир. Листья ясеня считались счастливыми, если у них равное число прожилок с каждой стороны («чётный ясень»). Как и четырёхлистный клевер, они редки, но eсли их удаётся отыскать, то брать следует со следующим приговором:
Чётный ясень, я тебя срываю,
Надеясь таким образом встретить удачу,
Если удачи мне от тебя не видать,
Я хотел бы, чтобы ты вернулся на дерево.
Чётный ясень» следует носить на шляпе как перо, в петлице как бутоньерку или положить в карман. Руническими соответствиями ясеню являются As, Gifu, Hasgl и Eh.
Осина (Populus tremula). Осина является защитным деревом, одним из способов её использования было применение в качестве физического ил и магического щита. Как и ореховые, осиновые плашки могли быть использованы для гадания или для мнемонических целей. Мерные жезлы, измерительные стержни из осины, использовали для снятия мерки с трупов при изготовлении гроба. Осина, также известная как «дрожащее дерево», как полагают, способна исцелять от лихорадки или озноба. Способ действия при этом таков. Следует взять волосок больного, защепить его в осиновый ствол и сказать:
Осина-осина, прошу:
Тебе, а не мне, трястись и дрожать.
После чего следует вернуться домой, храня полное молчание. Другой метод заключается во вставке обрезков ногтей пациента в маленькое отверстие, проделанное в стволе дерева, которое после этого закрывают. Если отверстие зарастёт корой, го пациент никогда не будет страдать от болезни. Осина, младшее дерево, используемое главным образом в медицинских целях, имеет своим руническим соответствием руну Рearth.
Лавр (Laums nobilis). Лавр — дерево-охранитель, посвящённое кельтскому богу Мапоносу и, соответственно, божеству медицины и целительства Ноденсу. Его листья также полезны при приготовлении пищи. Посаженное у двери дома лавровое дерево оберегает от мора. Сегодня его нередко сажают в кадки как декоративное растение и как отголосок памяти о магической защите в городских ресторанах и магазинах. Иногда его украшают лентами. Теперь это действие расценивается как обычное и совершается в декоративных целях, но всё же с магическим подтекстом, содержание которого — приношение духу растения. В лавр, говорят, никогда не ударяет молния, а его листья, положенные ночью под подушку, будут вызывать приятные и информативные сны. Руническим соответствием лавру является руна Sigel.
Бук (Fagns sylvaticas). В древности бук служил для изготовления, дощечек для письма, для записи знаний, и, соответственно, является деревом мудрости. Как и знания, которые по мере роста сначала отделяются от своего первоначального источника, а затем вновь возвращаются к нему и укрепляют его, бук обладает исключительными способностями «прорастать», его ветви соединяются друг с другом или с ветвями других деревьев. Бук цветёт в мае и в октябре приносит орехи (beechmasi), то есть охватывает всю плодородную половину года. Его руническое соответствие — Nyd.
Берёза (Betula pendula) — самое первое дерево, которое выросло на землях, освободившихся после отступления ледника, она рассматривается как символ возрождения, весны и очищения. Это дерево, которое даёт имя первому знаку огамиче- ского письма и руне Веогс, посвящённой Богини- Матери. Будучи украшена красными и белыми лентами, берёза традиционно используется как Майское дерево. Прикреплённые снаружи или внесённые в дом ветви берёзы приносят удачу и предотвращают причинение вреда. На Юл с неё обдирают белую кору и сжигают вместо юлского полена. Если берёзу используют с этой целью, то брать её в руки можно только после соответствующего личного очищения, в том числе тщательного омовения рук. Одним из священных городов Шве- ции в языческие времена была Бирка, «берёзовое место».
В традиционных ремёслах упругая, но твёрдая берёзовая древесина нашла применение для изготовления детских колыбелек, поскольку подходит и по качеству материала, и как средство магической защиты, которую предоставляет дерево. Способность берёзы отпугивать зло обусловила использование «берёзовой каши» (розог) как средства физического наказания, когда ветвями растения пороли, дабы отогнать от провинившегося злых духов или дурные мысли. Помимо руны Веогс, с берёзой связана вторая руна, Ur.
Тёрн, терновник (Prunus spinosa) является одним из самых магических растений. Это выносливый и колючий кусгарник, британская дикая слива, приносящая плоды, известные под названием «терновые ягоды», тёрн, которые созревают в сентябре- октябре и являются составной частью алкогольного напитка «джин», по распространённому мнению, обладающего целебными и магическими свойствами. Вырастая, терновые побеги с лёгкостью образуют непроницаемую чащу, а поэтому создают физичес кий барьер, который действует и па психическом уровне. Тёрн служит материалом для посохов, тростей и плашек, способных магически защитить от всех видов психического вреда. Из тёрна делают и излюбленную трость потомственных мудрых женщин во всех южных районах Англии, которую те используют для «разрушения» (blasting) — резкого выброса защитной энергии. Тёрн описывают как один из аспектов руны Thorn.
Ежевика (Rubus fruticosa). Ежевика, или чёрная ягода, — колючее растение и как таковое обладает защитными свойствами. Кустарник, растущий в виде арки, считается священным растением, и прохождение под ним с востока на запад , то есть посолонь, избавляет от ряда заболеваний, в том числе кожных. Листья ежевики — средство для лечения ожогов, коросты и воспалений кожи. Девять листьев замачивают в воде из священного источника, а потом каждый лист трижды проносят, проворачивая, над поражённым местом, пока целитель над каждым листом трижды произносит* следующий заговор:
Три ангела пришли с Востока,
Один принёс огонь и два принесли холод,
Из жара — и в холод,
Из жара — и в холод.
Колючие ветви ежевики используют также для создания плёток для духов (см. главу 4). Руническим соответствием ежевики является руна Thom.
Бузина чёрная (Sambncus nigra), известная также как леди бузит, eldemtree или bourtree в Англии, является в высшей степени волшебным деревом. В немецком языке название бузины, Hollunder, связано с Нижним миром и богиней смерти Хелъ, персонифицируемой как фрау Эллен или Эльхорн. Сила бузины посвящена литовскому богу Пушкайту. Из неё делали фигурки, которые, будучи наклонены, стремились вновь занять первоначальное вертикальное положение [ср. с русским Ванькой- встанькой. — Пер.]. В Польше существует обычай хоронить под бузиной грехи: там они не вредят никому, а постепенно всасываются и уничтожаются силой дерева. Ветви бузины могут быть вплетены в венок дня ношения на голове в канун мая, тогда его носитель сможет видеть сверхъестественных существ. Свисток из бузины имеет магические свойства, и его следует использовать с осторожностью, чтобы не призвать нежелательных сущностей. Бузину подвешивали перед конюшней, чтобы отогнать вредных духов и молнии, а посаженная перед входом она служила для их умиротворения и привлечения энергии и прироста рождаемости у животных. Она связана с Feoh, первой руной — руной крупного рогатого скота и носимого богатства, и, таким образом, служит им оберегом. Считается фатальным несчастьем сжечь бузинное дерево, а принесённая в помещение бузина не сулит, как повсеместно считается, ничего хорошего. Использование древесины бузины окружено различными ограничениями. Её не следует применять в качестве хлыста, когда гонят животных на рынок, или для наказания детей. Бузину следует хранить вдали от колыбели, а на кухне её ветви не стоит использовать в качестве вертела для жарки домашней птицы. Плоды бузины, тем не менее, полезны. Из ягод бузины делают варенья и желе, а также бузинное вино, сильный священный напиток.
Вяз (Ulmus spp.). Пo скандинавскому преданию Эмбла, «Вяза», была первой женщиной. Древесину вяза использовали для изготовления гробов, являющих аспект умирания богини Матери-Земли. Существуют различные виды вязов: английский вяз (Ulmus Procera); вяз гладколистный (Ulmus minor), а также вяз шершавый (ильм горный) (Ulmus glabra), менее чувствительный к бедствию голландской болезни вязов. Его руническим соответствием является Gyfu.
Дерево фей (сросшиеся ясень/дуб/тёрн). Название «дерево фей» даётся естественным образом сросшимся деревьям, чаще всего — в изгородях, где проросли друг в друга ясень, дуб и тёрн. В Ирландии такие деревья считают наделёнными особыми свойствами, поскольку специфические качества самих деревьев, места и духа места порождают магическую силу.
Боярышник (Crataegus $рр.) является одним из растений, посвящённых различным богам- громовникам Севера:. Тору, Таранису, Перкунасу и т. д., и главным проявлением руны Thom. Когда его высаживают в качестве живой изгороди, он своими крепкими колючими ветвями не только создаёт хорошую физическую преграду, но и служит в качестве психического щита. Поэтому в дохристианские времена боярышник предпочитали использовать как ограду вокруг священных сооружений. В результате второй связанной с ним руной стала Ethel. Он также является одним из главных деревьев фейри, а сидящие под кустом боярышника в определённые дни: Первомай, в день летнего солнцеворота и в Самхейн рискуют оказаться заколдованными или «похищенными» [унесёнными в мир фейри. — Пер.], Кроме того, срезание боярышника привлекает очень плохую удачу. Известно множество деревенских сказаний о том, как сверхъестественное возмездие обрушивалось на тех, кто поступал подобным образом.
Есть три разных вида боярышника, каждый из которых несколько отличается от других. Боярышник однопестичный (Crataegus monogyna), также известный как белый боярышник или майское дерево, в мае покрывается яркими белыми или розовыми цветами, которые цветут но всему кусту. Боярышник обыкновенный (Crataegus Icevigata) расцветает за неделю до воздвижения Майского дерева, и его высаживают в основном в качестве изгородей. Третий вид боярышника — Гластонберийский терновник (Cratcegus monogyna «Praecox») — цветёт во время зимнего сошщестояния. Б магическом смысле боярышник в целом является преимущественно растением руны Thom, которая служит средством активной защиты в прямом положении и пассивной в перевёрнутом. Считалось, что ветви боярышника обладают исключительной защитной силой, если собрать их в праздник Вознесения, что является наследием языческого лунного календаря Севера. Тем не менее, их надлежит собирать не тому, кто будет ими пользоваться.
Орешник (Corylus avellana). Фундук является деревом мудрости. Он связан с гаданиями, в частности, в силу использования его раздвоенных веток для лозоискательства. Говорят также, что ореховый прутик гарантирует тому, кто его носит, что его благосклонно выслушают в сложных обстоятельствах, также их применяли друиды в качестве символа власти. В эпоху викингов норвежские суды иод открытым небом окружали частоколом из связанных верёвками ореховых шестов — для отграничения области священного правосудия. Эта ограда была известна как vebond, волшебный, а равно и физический барьер. Орешник та!сже лучшее дерево для изготовления обрядовых и магических щитов. Кельтский огамический знак, известный как «щит Фионна», воспроизводит ореховые магические щиты древних мудрецов, на которых были начертаны их личные эмблемы, поскольку орешник является деревом кельтских поэтов. Его плоды служат символами плодородия и мудрости.
Падуб (остролист) (Ilex aquifolium) — священное дерево кельтского бога Тараниса, который соответствует Ту нору и Тору в саксонских и норвежских верованиях. Падуб — Юлский Великан, который несёт дубину из этого дерева. Он тот, кто сдерживает молнии, и материал, именно из падуба могут быть сделаны священные посохи и дубины. Ему соответствует руна Man. Прикреплённые к дверному порогу или ручке двери цветы падуба служат магической защитой, предотвращающей проникновение в дом злоумышленников и недобрых сил. Для дополнительной защиты из его древесины могут бьпъ сделаны дверные ручки и пороги. Это защита от злонамеренных сущностей и сглаза, особенно если взялъ кусочек от лесного дерева со сросшимися ветвями. Падуб связан в первую очередь со временем Юла, когда он выступает как элемент украшения дома и пудинга.
В традиции Юла падуб считается мужским, а плющ — женским растением. Посте Юла веточку остролиста оставляют в доме, и она защищает его от удара молнии в течение всего предстоящего года.
Плющ (Hedera helix), как полагают, душит деревья и потому считается вестником смерти, но это широколиственное растение относится к вечнозелёным и сохраняет свои листья зимой, тогда как другие теряют их. Подобное свойство придаёт плющу двойное значение — смерти и жизни и связывает его со временем Юла, временем смерти и возрождения. Самые большие и старые растения напоминают змею, которая непрерывно грызёт корни Мирового древа Иггдрасиля. Огромные побеги плюща, которые прежде существовали вокруг волшебной пещеры, известной как пещеры св. Беатуса около Интерлакене в Швейцарии, навеяли Гёте идею о метаморфозах, которые, в свою очередь, вдохновили антропософию Рудольфа Штайнера. Плющ, растущий на стене дома, защищает живущих в нём от психической атаки. Чтобы избавиться от мозолей, листья плюща замачивают в уксусе, а затем привязывают к мозолям. Сок из листьев плюща закапывают в ноздри, поскольку, как говорят, он способны излечить насморк и простуду. Пища или напитки, взятые из чаши, сделанной из древесины плюща, раньше считались целебными при коклюше. Руническим соответствием плюща является руна Ing.
Можжевельник (juniperus communis). Можжевельник, или можжевельник казачий, предохраняет от зла. В Шотландии ветки можжевельника используют как верный способ избегнуть сглаза. Можжевеловый древесный уголь обладает способностью очень быстро сгорать, что сделало его любимцем изготовителей оружейного пороха. Горящий можжевельник даёт дым, который является мощным средством для изгнания демонов. Его руническим соответствием является руна Sigel.
Липа (Tilia platyphyllos) является знаковым деревом, она связана с отправлением правосудия — это «древо закона» из Эдд и «дерево висельников». Знаменитый бульвар в Берлине называется Унтер-ден-Линден, «Под липами». Когда-то это был священный королевский тракт германских кайзеров. Липовые деревья растут во множестве городов и деревен Австрии, Германии, Нидерландов и Швейцарии, как Dorflinde — «Липовое дерево-деревня». Липы растут в геомантически важных точках, таких, как перекрёстки главных дорог, рыночных площадях и перед городскими ратушами, местах общественных собраний и празднеств. Классическая Dorflinde являла собою дерево, которое подрезали и которому придали особую форму: центральный ствол, служащий опорой двух или трёх похожих на диски скоплений. Такое искусственное изменение делает липу воплощением Космической Оси, соединяющей Нижний мир через наш Срединный мир с миром Верхним. Руническим соответствием липы является As.
Клён (Acer campestre). Традиционно из кленовой древесины на токарном станке вытачивали резные заздравные чаши. Хотя сам клён не относится к долгоживущим деревьям, он связан с заклинаниями, обеспечивающими долголетие. Чтобы обеспечить ребёнку долгую жизнь, его следует протащить через клён. Руническое соответствие клёна — руна Man.
Омела (Viscum album). Хотя: биологически омела и не является деревом, она всегда считалась одним из священных деревьев. Её считали особенной, потому что она не имеет корней в почве, но растёт по- лупаразитически на ветвях других деревьев, чаще всего священной яблони и дуба. Согласно скандинавском)» мифу, дротиком из омелы был убит белый бог Бальдр. Это было очень важное сакральное растение в традиции друидов, поскольку белые ягоды омелы напоминали капельки падающей с неба спермы бога. На Самхейн Верховный друид срезал омелу золотым серпом. Упавшую с дерева омелу ловили в белую ткань, которую держали девственницы. После этого её освящали и раздавали людям, чтобы использовать как оберег над дверями домов. Рождественский обычай целоваться иод омелой является продолжением этого священного обряда друидов- Однако именно из-за связей с друидами омела была запрещена для использования в качестве церковного украшения за исключением собора в Йорке — в городе, где многие языческие традиции сохранялись в церквах вплоть до Реформации. В Йорке каждое Рождество служки вносили ветвь омелы в собор и возлагали на алтарь, над которым провозглашались «общественные свободы, прощение и привилегии всем рангам и сословиям и даже грешникам у врат города и на все четыре стороны земли». Руническим соответствием омеле является руна Sigel.
Дуб (Quercus Robur) всегда воспринимался с большим почтением как основное священное дерево Европы, священное дерево бога неба, будь то греческий Зевс, римский Юпитер, или Перкунас, Тор или Ту- нор/ Таранис Севера. Посвящённый богу-громовнику во всех его ипостасях, дуб считается защитником от молний, хотя сам по себе очень склонен их притягивать. Дубовые веточки или кусочки громового дуба использовались в качестве средства защиты дома от молний. Благодаря своей прочности дуб был излюбленной основой главных несущих конструкций в зданиях с деревянными каркасами, а также в судостроении. Из него, как из дерева-защитника, следует делать двери, а также боевые щиты воинов. Жёлудь есть священный плод дуба, он непосредственно дал имя руне Ас Нортумбрийского рунического строя. Он является символом потенциала: «Большие дубы вырастают из маленьких желудей». Полагают, что хранящиеся в доме жёлуди помогают защитить его от ударов молнии, а традиционная форма подвески на конце шнура для открывания штор — жёлудь. Жёлудь также является защитником лестниц, а потому в обычае было устанавливать в ключевых точках перил выточенные жёлуди.
Издревле считается не просто несчастливым, а воистину кощунственным делом срубить дуб, особенно если на нём имеется омела или если он растёт в священном месте силы. Сохранилось множество записей о несчастьях, что постигают тех, кто срубает такие особенные дубы. Одно из таких преданий повествует о дубе с омелой, который был срублен в Норвуде в 1657 году во время проскрипций в годы Английской республики. Тот, кто срубил дерево, сломал ногу, да и все остальные, связанные с этим событием, пострадали. Досталось даже лондонским аптекарям, которые купили эту омелу. Дубовые деревья в геомантически важных точках в прошлом были весьма распространены, а многие географические названия, такие, как Сели Оук, свидетельствуют о значении, которое им придавали и спустя долгое время после того, как погибли сами дубы. Как считают, дуб, когда его корчуют или рубят, громко стенает подобно мандрагоре («как если бы дух дуба жаловался», — согласно Обри).
Дуб — дерево летнего солнцестояния, поэтому в праздник Юла в противоположной точке годового круга, его древесину сжигают как юлское полено. Чтобы действо было результативным, для розжига следует использовать угли, оставшиеся от прошлогоднего полена. Затем юлское полено надо ритуально сжечь. Его огонь — заместитель Солнца в самой нижнейй точке его годового небесного пути, в канун зимнего солнцестояния. Это полено должно гореть так долго, как только возможно. Как считается, дуб живёт 900 лет, три цикла Aim древнего северного календаря, что составляет стократно умноженное магическое число 9:
Дуб триста лет растёт,
Триста лег качается И триста лет гниёт.
Являясь одним из крупнейших деревьев, дуб ассоциируется с несколькими рунами: Rad, ]ег, Туг и Eh.
Сосна (Pinus $ylvestris), или deal, есть дерево просвещения, сопоставленное с руной Сеп, и в этом качестве олицетворяет светоч знания. Её смола имеет резкий запах, а в строении её шишек («сосновых яблок») присутствует сакральная геометрия — ряды Фибоначчи. Магические жезлы, посвящённые богу плодородия Фрейру, увенчаны сосновой шишкой, символизирующей порождающую силу.
Тополь (Populus canescens). Тополь использовали для изготовления древков стрел, он же использовался и для предсказаний: тополиная древесина шла на изготовление гадательных щитов. Его руническая параллель — Eoh.
Рябина (Sorbus aucuparia). Рябина (или mountain ash — горный ясень) в основном используется для защиты дома, её высаживают у входа в сад или возле двери, чтобы предотвратить нежелательные психические вторжения. В скандинавской традиции рябина — дерево, которое спасло Тора, когда его смывало в реку Нижнего мира. Рябиновые жезлы использовали в качестве инструментов для даузин- га при поиске металлов, в отличие от ореховых, служивших для поиска воды. Вырезанные из рябины амулеты сберегали от утопления. В Линкольншире рябина, иначе известная как ягодный ясень, или shedcr, используется, чтобы отвратить заклинания злонамеренных магов-мужчин. Для привлечения удачи в грядущем квартале в первый день квартала [25 марта, 24 июня, 29 сентября и 25 декабря. — Пер.] рябиновые палочки следует поместить на притолоке у входа в дом. Взятые с дерева без использования ножа рябиновые ветки, связанные крестом при помощи красной нити, применяют для защиты конюшен и коровников, а также, по аналогии, гаражей. Рябиновую ветвь связывают крестом с берёзовой и укрепляют майским утром над дверью, обеспечивая тем самым защиту в течение всего года, но в следующий Майский праздник ветви следует удалить и заменить новыми. Эти кресты также используют для защиты только что засаженных грядок. Ожерелье из ягод считается надёжной защитой от вреда здоровью. Рябиновая древесина может быть использована для изготовления перекладин колпаков дымосборников над камином в традиционных домах и для каминных стояков (иногда ошибочно называемых «ведьмиными столбами») обладающих магическим защитным действием. В прежние времена из рябины делали вороты водяных мельниц, маслобойные пестики, клинья плугов и столбы для привязи крупного рогатого скота. Её руническое соответствие — Nyd.
Рябина домашняя, или рябина глоговина (Sorbus torminalis) — дерево, родственное яблоне, боярышнику и рябине, дерево-защитник от дикого мира. Его древесина может быть использована для изготовления жезлов и талисманов. Её руническое соответствие — Eolh.
Бересклет (Euonymous europeus) — дерево с гладкой серой корой, является одним из деревьев, связанных с вращением Космической Оси и такт! образом это дерево Небесной Властительницы, в скандинавской традиции — Фригг. В прежние времена его древесина шла на изготовление шпинделей для пряжи шерсти и вертелов для мяса. Сейчас бересклет редок, потому что его сознательно уничтожали из-за паразитов, которые зимуют на нём. Руническое соответствие бересклета — руна Gar Нортумбрийского строя.
Ель (Picea Abies). Ель — дерево Юла, которое представляет вечную Космическую Ось и всё, что следует из её устойчивости. Дерево Юла вечно зелено, оно проводит жизнь через нижнюю часть года, через точку зимнего солнцестояния. Её украшают огнями и серебряными шарами, которые символизируют звёзды и планеты. Её руническое соответствие — Dag.
Калина-гордовина (Viburnum lantana) связана с чёрной бузиной. Это дерево, которое, как правило, встречается в южной части Англии, является деревом- охранителем и используется для создания талисманов для путников. Соответствующая руна — Rad.
Ива (Salix spp.). Существует несколько видов ивы, каждый из которых имеет свои особенности и область применения. Ивы делят на несколько классов. Некоторые из них растут в водно-болотных угодьях, в том числе ива белая (Salix Alba) и ива ломкая (Salix fragilis). Будучи пострижены, они используются для изгородей. Другая группа ив — ивняк. Наиболее распространены ива прутовидная {Salix viminalis) и ива пурпурная (Salix purpurea). Из ивняка получают прутья, которые используют .для плетения корзин, а также много местных сортов, выбранных на протяжении веков как наиболее подходящие и удачные для той местности, где они выросли. С ними будут связаны свои специфические знания и обычаи, которые ещё могут быть восстановлены прилежными искателями.
Ива является символом очищения и возрождения, её? срезанные ветви быстро пускают корни и листья и дают начало новым деревьям. Она быстро растёт. Старинная присказка гласит: «Ива купит лошадь до того, как дуб купит седло». Благодаря своей гибкости ива подходит для оград, крепежа тростниковых крыш, обвязки плетней и опор для стен глинобитных домов на деревянных каркасах, хлыстов, которые используют в ритуале фиксации границ места («heating-the-bound$»). В ритуальном смысле ивовые прутки являются восемью ифинами (ifms) в кельтском варианте огамического алфавита, известного как сосновый огам и имеющего собственно фонетическое значение. Они используются в церемонии Хаксей Худ, которая проводится в Линкольншире, в ходе которой 13 ивовых жезлов связывают воедино тринадцатью же ивовыми побегами.
Большая жёлтая или козья ива (Salix саргеа) и серо- жёлтая или ива пепельная (Salix cinerea) — широколиственные, теневыносливые лесные растения, с сережками-побегами, которые называют «кошачьей ивой» и используют для украшения церквей в Вербное Воскресенье в продолжение дохристианского празднования в честь Фрейи. В Северной традиции верба посвящена богине Фрейе, чьим тотемным животным была кошка. Все ивы связаны с руной Lagu,
Черника (Vactinium myrtillus) — растение-защитник, ветви которого используются в скандинавском обряде Малого Юла (13 декабря), празднике огней, который является предшественником самого Юла. Этот праздник связан со звездой, известной в Северной Традиции, как Факелыцик (Процион), предвестником восхода Факела Локи (Сириуса), знаменующего зимнее солнцестояние. Её руной является Сеп.
Гамамелис (Hamamelis spp.), Несмотря на то, что родина гамамелиса — Северная Америка и Азия, свойства его плодов были известны в Европе столетия назад, и он ассимилирован в Северную Традицию в том её виде, как это практикуется сегодня. Плоды гамамелиса — медицинский продукт, используемый для остановки кровотечения, а также источник масла, применяемого в парфюмерии. Его руническое соответствие ~ руна Stan Нортумбрийского строя.
Тис (Taxus baccata) ~ один из наиболее долго существующих в Северной Европе местных видов, ассоциируется с вечной жизнью. В связи с этим его высаживали в святых местах, куда относили останки усопших, тис распространён на британских кладбищах и сегодня. Существование священных посадок тисовых деревьев подтверждается и нордической традицией: У лль, бог лучников и зимы, жил в священной тисовой роще Идалир [«Долина тисов». — Пер.]. В средние века тис использовали для изготовления хомутов, он связан с рунами Eoh, Eolh и поздней руны Yr (что, собственно, и означает «лук»). Тис является очень ядовитым деревом, и в жаркую погоду он выделяет смолистые пары, которые шаманы вдыхали, чтобы вызвать видения.