В современном европейском фольклоре крохотные существа, "позаимствовавшие" свои привычки и повадки у цвергов и карликов. Традиция гномов не знает; первое упоминание о них встречается у Парацельса. Гномы относятся к элементалам, т.е. к стихийным духам, которые делятся на четыре группы - гномов, сильфов, ундин и саламандр, то есть духов земли, воздуха, воды и огня соответственно. Парацельс считал, что гномы способны передвигаться в земле столь же легко, как по воде, и что главная их обязанность - стеречь подземные клады. Мэнли П.Холл замечает: "Точно так же, как много типов людей возникло через объективные физические элементы Природы, много типов гномов возникло через субъективное эфирное тело Природы. Эти земные духи работают в элементах на колебательном уровне столь близко к материальной земле, что они имеют колоссальную власть над скалами и растениями, и даже над минеральными элементами в животном и человеческом царствах".
Сказочный народ, чаще всего характер добрый. Гномы практичны и осмотрительны. Занимаются разработкой рудников и шахт. Куют оружие (искуснее мастеров не найти) и другие предметы. Обожают золото, за него они готовы сражаться до последней капли крови. Существует два типа гномов: горные и наземные (равнинные, лесные, древесные). Селятся гномы в недрах гор, строя там обширные туннели. Гномы войны вооружены боевыми мотыгами или топорами (секирами), броня - щит и кольчуга. Их борода заплетена в две косички и заправлена за пояс. Гномы хорошо видят в темноте и ориентируются в туннелях. Как ни кто они славятся несметными богатствами. Внутри гор создают города. У Гномов существуют мастера которые наделяют оружие волшебными свойствами. Гномы - сильны и свирепы в битве (часто входят в состояние берсерка). Издревле недолюбливают эльфов.
Гномы. История и мифология народов Европы.
Первые упоминания. Парацельс.
Гномы, более древние, чем их название- оно греческое и возникло в 16 веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появилось впервые.
Гномы — духи земли и гор. Народная фантазия представляет их в виде бородатых карликов с грубыми и смешными чертами лица; одеты они в узкие коричневые кафтанчики и монашеские капюшоны. Подобно грифам эллинских и восточных поверий и германским драконам, их обязанность — охранять потаенные сокровища. «Гносис» на греческом — «знание»; есть гипотеза, что Парацельс образовал от него слово «гном», потому что эти карлики знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов.
В давние времена гномы обитали практически по всей Европе. Сегодня мы бы сказали, что они были типичным сельским народом, их жизнь мало чем отличалась от жизни крестьян. Этот простой, работящий народ обладал редкостным умением добывать и обрабатывать металлы и драгоценности. Гномы были неплохими земледельцами и умели точно предсказывать погоду. Сохранилось немало легенд, в которых рассказывается о чудесных ювелирных украшениях, изготовленными их руками, и волшебных, обладающих магической силой кованых изделиях.
Принято считать, что общее название этого народа — гномы. Существует еще много названий этой расы, очень схожей с людьми и своим внешним видом, и родом занятий, и даже языком. Ведь, согласно тем же легендам, гномы, если им приходилось общаться с людьми, отлично понимали язык жителей тех мест, где они жили, и легко изъяснялись на нем. Но при этом они крайне неохотно вступали в контакты с людьми и, казалось, были рады тому обстоятельству, что люди часто считали их вымышленной расой, существовавшей лишь в мифах да старинных преданиях.
В горах, в пещерах, живут гмуры, также их называют гомозулями и гномами. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы.
В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком.
Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами (гримтурсами) и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве.
Скандинавия, Англия, Германия, Шотландия.
Согласно трактата Тима Аппензеллера "Гномы" - "Были времена, когда гномы обитали по всей Северной Европе. Населяя скалы, пещеры, холмы и даже незаметные щели в домах и сараях людей, они вели столь же земной и напряженный образ жизни, как и крестьяне-соседи. Гномы были сказочным сельским народом, обладавшим сверхъестественными способностями: они были необычайно искусными ремесленниками, умели предсказывать погоду и обрабатывать почву.
В разных странах их называли по-разному. На британских островах были гоблины, лепрехуны, наккеры (домовые), в Германии - эрдлаут и стиллфолк, в Скандинавии - тролли, бергфолк и хульдрефолк. Однако в любой стране они отличались несравненным мастерством и малым ростом.
Гномов также объединяет еще одна черта, определяемая немецким термином стиллфолк, что означает "тихий народ". Это - раса отшельников.
Однако в некоторых странах деятельность гномов тесно переплеталась с жизнью сельских поселенцев. Сутью этих взаимоотношении становилось либо тайное сотрудничество, либо вредительство исподтишка. Люди и карлики-гномы редко сталкивались лицом к лицу. Даже на Фаррерах - враждебных. лишенных деревьев островах, открытых всем арктическим ветрам и населенным лишь несколькими поселенцами, которые занимались выращиванием овец, сбором яиц морских птиц и рыбной ловлей в серых волнах Атлантики, - гномы держались подальше от смертных соседей.
Как и приличествует народу, сохраняющему столь тесную связь с землей, присутствие гномов нередко можно было заметить по изменениям ландшафта. Участок с необычайно сочной травой на холмистой лужайке вполне мог указывать на подземную кузницу или печь гнома, которая своим пламенем подогревает почву и ускоряет рост растений. Стук, раздававшийся из недр земли, до которых еще не успели добраться смертные шахтеры, мог выдавать работу поисковой партии гномов. А в самой Скандинавии эхо, рождаемое скалистыми отрогами гор, на местном наречии называлось двергамал - "голос гнома". Говорят, что гномы, возможно, желая позабавиться, вызывали эхо, имитируя любой звук, донесшийся в их владения. Однако эти создания укрывались в глубине скал гораздо раньше, чем любопытствующий человек успевал приблизиться настолько, чтобы мог их заметить."
Отдельно замечу, что в вышеупомянутой работе налицо прямое сопоставление "гном-домовой" что не совсем верно, так как очень узко. Не вдаваясь в терминологические споры я хочу максимально рассказать про гномов вообще - от домовых, через сказочных и мультяшных до фэнтезийных "дварфов".
Во всяком случае чем дальше развивается человеческая цивилизация, тем дальше расходятся дороги гномов и людей, тем меньше шансов увидеть гнома в его естественной среде обитания. За долгие годы гномы научились очень хорошо скрываться от людей, незаметно присутствовать там, где им надо было быть, уходить почти бесшумно, не оставляя никаких следов. В немецком языке есть даже термин still volk (тихий народ), который обозначает гномов. Гномы вольно или невольно стали расой отшельников.
Маленькие человечки с длинными бородами существуют в сказках практически всех народов Европы. Несмотря на свой маленький рост (в лучшем случае они ростом с ребенка, а чаще — не больше пальца), они невероятно сильны. Гномы очень долго живут. Многие из них хорошо относятся к людям. Исключение составляют черные гномы, которые иногда даже похищают красивых девушек. Гномы знают многие сказки, легенды приписывают им способность выковывать волшебные кольца и мечи.
Чаще всего живут они в лесу, в горах или под землей и поэтому очень не любят полевые работы людей за то, что они вредят их хозяйству. Там, где им приходилось сталкиваться с людьми, гномы старались жить с ними в мире и даже обращались иногда к ним за помощью: так, они приглашали к себе бабок-повитух, которым они потом в знак благодарности приносили сокровища. Согласно многим поверьям, гномы хранят глубоко под землей драгоценные камни и металлы, из которых делают украшения и оружие.
В сказках некоторых народов гномы ходят на козлиных ногах или гусиных лапах, и это, пожалуй, все, чем они отличаются от человека. Но если внимательно прочесть древние скандинавские тексты, например знаменитую Эдду, то никакого упоминания ни о гусиных, ни тем более о козлиных ногах найти не удастся.
Согласно легендам, первые гномы высекали себе подобных из камня, так как у них не было женщин, они появились много позже. Об этом времени, по-видимому, и рассказывают легенды, в которых есть упоминания о том, что некогда карлики крали у людей девушек. Гномы долгое время существовали параллельно с людьми. Уже тогда они обладали чудесными, магическими знаниями, среди них были личности, наделенные титанической силой и глубокой мудростью. Еще в легендах о временах короля Артура есть масса упоминаний о гномах-правителях, о благородных королях гномов, которые часто гостили при дворах высшей знати.
Описывая некоторые приемы при дворе короля Артура, авторы легенд не скупились на похвалы королю-гному Билису, говоря, что и по манерам, и по одежде, и по свите он вполне соответствовал своему титулу. А по части красноречия и лести и сам король-гном, и вся его свита могли превзойти кого угодно из прибывших на прием лордов и баронов, представлявших расу людей. Они общались на равных.
Гномы на Руси
Мотивы звучат в Архангельском предании о неведомом племени, живущем в чудесной стране, расположенной в Студеном море. "Много веков назад новгородцы плававшие по Студеному морю, видели на берегу чудесную богатую страну, но из- за непогоды не могли приблизится к ней. Им слышалось, что люди невиданного племени стучат в горы, отделяющие их от мира, но не могут пробить эту преграду и дарят каждому, кто поможет сделать им лишнюю брешь, драгоценные меха, жемчуг и рыбу."
"Дивие люди" наделяются такими мифологическими чертами, как способность быть невидимыми, обладание знанием и будущем. В преданиях им иногда приписывается роль пророков, но услышать пророчество может не каждый человек: "Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры, в заводе Каслях, они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные, они предвещают людям разные события. Рассказывают, что в селах Белослуцком, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью, такие люди слышат звон и идут на площадь к церкви. Приходит старик из дивьих людей и предсказывает, что будет. Если приходит на площадь недостойный человек, он ничего не видит и не слышит.
Гномы. Нартский эпос
Серия сказаний, объединенных общим главным действующим лицом - таинственным и героическим народом Нартов. Нас будет интересовать, что можно почерпнуть из Нартского эпоса для понимания культуры мегалитов и даже их датировки. Действительно, существовал некий народ с прекрасной технологией обработки камня. Возможно, что-то и осталось в памяти человечества в виде сказаний, упоминаний или просто легких намеков?
А что же дольмены? Народы исторической Адыгеи напрямую связывают строительство дольменов с некими карликами - испами (испун, спу). Содержание легенды вкратце таково.
«Жило когда-то на Кавказе племя маленьких людей - карликов. Жили они на лысых вершинах гор и хребтов, разводили скот. В качестве транспорта испы использовали зайцев - ездили на них верхом. Как говорят, зайцы так и не могут бегать, как остальные звери потому, что ноги им спутали маленькие люди. Были они очень сильными, умными и свободолюбивыми. Знали ремесла, работали с металлами.
А дно глубоких долин и ущелий населяли великаны - иныжи. Были они глуповатыми и злобными, как водится, тело их покрывала шерсть. Жили иныжи то ли в пещерах, то ли в домах. И вот эти самые маленькие гордые испы поработили иныжей и заставили их строить себе домики - те, которые мы сейчас называем дольменами.
Но произошло какое-то вселенское бедствие, испы, как и иныжи, погибли. А те, кто остался, живут и сейчас глубоко под землей. Лишь иногда нарты видели их вождя - маленького старца с длинной седой бородой. По ночам он иногда разъезжает верхом на петухе.»
Благодаря уникальной работе, проведенной абхазским исследователем и краеведом Ш.Д.Инал-Ипой, который реконструировал из обрывков нартского эпоса стройный миф о карликах - ацанах, вы можете сами окунуться в этот странный мир возможных древних мегалитостроителей. Очень рекомендую почитать - прекрасно написано!
Чтобы не терять нити, немного коснусь содержания реконструкции легенды.
«Жили когда-то карлики. Жили они или одновременно с нартами, или раньше. Были они очень свободолюбивыми и сильными. Строили свои каменные изгороди и домики (не дольмены ли? - в Абхазии они есть). И никого над собой не признавали. Даже бога. Впрочем, ацаны были умнее бога! Всему они научились сами, а кое-чему научили и нартов. И возгордились ацаны. Стали ругать, дразнить бога. А бог и не знал, что с ними делать - не умел! И вот заслал бог к ним своего сына (племянника). Ацаны воспитали его. А потом хитрый бог подослал своего родственника к ним, чтобы выведать секрет их неуязвимости. И выведал. Все кончилось вселенской катастрофой - ацаны погибли или от грандиозного пожара, или наводнения, или резкого похолодания. Лишь некоторые живут где-то под землей и до сих пор безуспешно пытаются выбраться наверх. И еще у нартов есть герой (в данной реконструкции Цвицв), мать которого из народа ацанов.»
По своему физическому облику ацаны представляли собой карликовое племя. Это были необычайно низкорослые мелкие люди, обитавшие постоянно в горах. Обладая таким малым ростом, они свободно могли взобраться на самую верхушку папоротника и производить там обрезку ветвей. Или, может быть, это были гигантские папоротники? Ацаны почти не были видны, когда передвигались по земле. Вот почему они могли незаметно подойти к оленям и спокойно доить их.
Несмотря на свой рост, ацаны были упитанным народом., имели широкую грудь и мощные плечи. И вообще они отличались большой физической силой, а также смелостью и храбростью. Каждый из них, находясь на охоте, мог, например, взвалить на плечи и понести на стоянку любую убитую им дичь - тура, серну, зубра и пр. Вместе с тем они являлись непревзойденными бегунами. Одна из гор Абхазии до сих пор известна под названием Ачагылара. Происхождение этого названия связано с ацанами. Как говорят, один из ацанов, погнавшись за быстроногим зубром, или лесным быком, или оленем, быстро догнал его в этой местности и поймал за хвост.
Они не знали смерти. И не знали они также рождения.
Ничто их не беспокоило. И никакой силы над собой они не признавали, если не считать авторитета старейшины рода - "большого отца ацанов".
Рожденные из тела великана. Мифология.
"Старшая Эдда" и "Младшая Эдда"
Для того, чтобы более полно представить себе картину мифа предлагаем рассмотреть один из красивейших памятников литературы. Основной свод скандинавской мифологии составляют два сборника "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда", которые наглядно отражают существенную роль символа и знака в мифологическом пространстве. Самым главным символом у скандинавов считалось слово, умение владеть им, создавать из него сравнение и символы. Слово - это волшебное орудие, способное поразить, сотворить красоту, преобразить мир.
Первыми литературными источниками, где упоминаются гномы, были исландские героические песни 13 века из сборника “Старшая Эдда”, (источник в Сети http://www.fbit.ru/free/myth/texty/sedda/home.htm) а также текст “Младшей Эдды”, составленный поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном, жившим на рубеже 12 и 13 веков.
Оба литературных труда содержали мифологические сказания 8-10 веков, а также элементы германского героического эпоса начала 13 века. Оговоримся, что само слово “гном” появилось значительно позже, и о правомерности его применения можно спорить. Героями же древних текстов являются дверги (в некоторых переводах - цверги) (единственное число “dvergur”, множественное “dvergar”), которых в русских переводах “Эдды” традиционно называют “карликами”. Это слово содержит тот же корень, что и названия племени в других германских языках: сравните с немецким “цверг” (Zwerg) и английским “дворф” (dwarf).
В “Эдде” двергов иногда называют еще и черными альвами, в отличие от альвов светлых (прототипов толкиновских эльфов).
В мифах “Старшей Эдды” о создании мира возникновение двергов-карликов описывается следующим образом:
Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться
стали священные:
кто должен племя
карликов сделать
из Бримира крови
и кости Блаина.
В “Младшей Эдде” поясняется, что карлики зародились сначала в теле убитого великана Имира (или Бримира). Были они червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, правда, немного пародийный. Ростом они были с ребенка, однако обладали большой физической силой, носили длинные бороды, имели лица мертвенно-серого цвета. Солнца они боялись: его свет обращал карликов в камень.
Дверги стойко переносили любые тяготы, были крайне выносливы и сказочно трудолюбивы. Они жили гораздо дольше людей, но все же не вечно. Карлики не имели женщин и продолжали род, высекая свое потомство из скал. Характер имели плохой: были упрямы и вздорны, обидчивы и вспыльчивы, алчны, к тому же владели колдовством и были хранителями богатств земных недр. К людям и богам дверги относились преимущественно враждебно, впрочем, не без оснований: боги постоянно посягали на охраняемые сокровища.
В искусстве обработки драгоценных камней и металлов двергам не было равных — им удавалось изготавливать по-настоящему волшебные вещи. И сами боги вынужденно обращались к ним за помощью, использую при этом лесть и хитрость. Именно черные альвы, по преданию, выковали для Одина (главный бог скандинавского пантеона) копье Гунгнир, что разит, не зная преград, воинственному богу Тору — молот Мьольнир для битвы с великанами (брошенный молот возвращался в руку хозяина, подобно бумерангу), путы Глейпнир для жуткого волка Фенрира.
Эволюция цвергов. Гномы в новой и новейшей истории.
“Песнь о Нибелунгах”
С развитием цивилизации на поверхности земли меняются и подземные жители. В немецких героических песнях и балладах у цвергов (немецких аналогов скандинавских двергов) прослеживается развитие феодальных отношений и под землей. Благородные рыцари посещают подземные царства, наполненные сокровищами, дружат или враждуют с королями-карликами, сражаются с карликами-рыцарями. Как и в древние времена, цверги снабжают смертных колдовскими предметами и оружием необычайной силы.
В “Песне о Нибелунгах” (источник в Сети http://www.fbit.ru/free/myth/texty/pnibelun/) прекрасный и отважный сын короля Зигфрид пользуется помощью карлика Альбериха, сражается мечом, выкованным подземными мастерами. Из других источников мы узнаем, как тот же Зигфрид гостит у несметно богатого короля-карлика Эгвальда, а тысяча карликов, все нарядные и в доспехах, предлагают ему свою службу.
Со временем карлики-гномы практически исчезают со страниц литературы, продолжая жить в фольклоре. Народная фантазия представляет их в виде подозрительных существ, старичков с бородами, иногда на птичьих ногах. Они могут помогать людям, быть благодарны им, но часто — подозрительны и злобны. Некоторые гномоподобные персонажи мирно уживаются с людьми, хотя и капризны: это и шотландский брауни, и ирландский выпивоха кларикон. Ирландский лепрехун и неаполитанский монасьелло преследуются людьми, так как укрывают от них сокровища. А шотландский красный колпак, обитающий в заброшенных замках, где было когда-то совершено злодейство, сам нападает на людей.
“Детские и домашние сказки”
Своим возвращением в литературу гномы обязаны братьям Гримм, крупным ученым-исследователям немецкой старины и народности, знатокам древненемецкой литературы. В 1812 году они выпустили в свет свои “Детские и домашние сказки”, в некоторых из них главными героями были гномы.
Якоб и Вильгельм Гримм считали, что в сказках заключён "немецкий прамиф", и в свою книгу "Детские и домашние сказки" отбирали лишь те истории, которые были популярны в семьях и рассказывались мамами и бабушками. История не донесла до нас имена этих прекрасных рассказчиц, за исключением одной. Так, братья все же сохранили для потомков имя одной из них – Доротеи Вихманн. Сказочники описывают ее как старую необразованную, но доброжелательную крестьянку. Доротея обеспечила братьев многими известными историями, среди которых и знаменитая "Золушка".
Гномы братьев Гримм мало напоминают карликов “Эдды”, однако это еще и не мультяшные коротышки в красных колпачках. Они в меру добродушны, проказливы, иногда откровенно злобны и враждебны к людям, хотя и лишены коварной воинственности своих предков.
Дальнейшая диснеевско-голливудская эволюция гномов приводит к появлению добродушного коротышки, дружественного людям и позорящего гордое имя цверга.