Н.К. Рерих

ШАМБАЛА СИЯЮЩАЯ

Лама, расскажи мне о Шамбале! — Но ведь вы, на Западе, ничего не знаете о Шамбале и не хотите знать. По всей вероятности, ты спрашиваешь лишь из любопытства, и напрасно произносишь это священное слово.

Лама, я не случайно спрашиваю тебя о Шамбале. Повсюду люди знают об этом великом символе под различными названиями. Наши учёные собирают каждую искорку об этом замечательном царстве. Чома де Кёрёш знал о Шамбале во время своего длительного посещения буддийских монастырей. Грюнведель перевёл книгу известного Таши-ламы, Пелден Еше, о «Пути в Шамбалу». Мы чувствуем, что под сокровенными символами скрыта великая истина. Воистину, ревностный учёный жаждет узнать всё о Калачакре.

Так ли это, ведь некоторые из ваших соотечественников оскверняют наши храмы? Они курят в наших святилищах; они не только не понимают, но и не хотят почитать нашу веру и наше учение. Они насмехаются и издеваются над символами, значение которых они не могут постичь. Если бы мы посетили ваши храмы, мы вели бы себя совершенно иначе, потому что ваш великий Бодхисаттва, Исса, воистину возвышенный дух. И никто из нас не стал бы осквернять учение милосердия и справедливости.

Лама, только полный невежда и глупец стал бы насмехаться над вашим учением. Все учения справедливости как бы сходятся в едином святилище. И никто, будучи в здравом уме, не станет осквернять священные места. Лама, почему ты считаешь, что основное учение Благословенного неизвестно Западу? Почему ты полагаешь, что мы, на Западе, не знаем о Шамбале?

Лама, и на моём столе ты можешь найти Калачакру, Учение, которое великий Атиша принёс из Индии. Мне известно, что если высокий, уже подготовленный дух слышит голос, произносящий Калагия, то это есть зов в Шамбалу. Мы знаем, какой Таши-лама посетил Шамбалу. Нам известна книга настоятеля монастыря Утайшаня «Красный путь в Шамбалу». Мы даже знаем монгольскую песню о Шамбале. Кто знает, быть может нам даже известно многое, что ново для тебя. Мы знаем, что совсем недавно молодой монгольский лама издал новую книгу о Шамбале.

Лама изучает нас своим пронизывающим взглядом. Потом он говорит:

Великая Шамбала далеко за океаном. Это могущественная небесная страна. Она не имеет ничего общего с нашей землёй. Зачем и почему вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, можно видеть сияющие лучи Шамбалы.

Лама, мы знаем величие Шамбалы. Мы знаем, что это неописуемое царство реально. Но мы также знаем о реальности земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы отправлялись в Шамбалу, и что на своём пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы о бурятском ламе, о том, как он был проведён через очень узкий тайный ход. Мы знаем, что другой пришедший видел караван горцев с солью из озёр на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб одной из трёх границ Шамбалы. Потому не говори со мною лишь о небесной Шамбале, но и о Шамбале земной; ведь ты, так же как и я, знаешь, что Шамбала земная связана с Шамбалой небесной. И на этом звене оба мира соединяются.

Лама замолкает. Глазами, наполовину прикрытыми веками, он внимательно всматривается в наши лица. И в вечерних сумерках начинает он свой рассказ:

Истинно, наступает время, когда Учение Благословенного опять придёт с Севера на Юг. Слово Истины, которое начало свой великий путь в Бодхигае, опять вернётся в те же места. Надо принять это просто, как есть, то, что истинное учение оставит Тибет и опять появится на Юге. И во всех странах будут явлены заветы Будды. Действительно, наступают великие события. Вы приходите с Запада, и всё же вы приносите вести о Шамбале. Истинно, надо принять это так. Вероятно, луч из башни Ригден-Джапо достиг всех стран.

Как алмаз, горит свет на Башне Шамбалы. Он Ригден-Джапо там, в неустанном вечном дозоре на благо человечества. Его очи никогда не смыкаются. И в своём магическом зеркале он видит всё происходящее на земле. И мощь мысли его проникает в далёкие страны. Расстояние не существует для него; он может мгновенно принести помощь тем, кто достоин её. Его могучий свет может уничтожить всю тьму. Его несметные богатства готовы для помощи всем нуждающимся, кто хочет служить делу справедливости. Он даже может изменять карму людей... Лама, мне кажется, что ты говоришь о Майтрейе. Так ли это? — Мы не должны произносить эту тайну! Много такого, что не может быть выдано. Много такого, что не должно быть кристаллизовано в звуке. В звуке мы открываем нашу мысль. В звуке мы выпускаем нашу мысль в пространство, и величайший вред может последовать. Ведь всё, разглашённое до назначенного срока, приводит к несказуемому злу. Даже величайшие катастрофы могут быть вызваны такими легкомысленными действиями. Если Ригден-Джапо и Благословенный Майтрейя для тебя одно и то же пусть будет так. Я этого не сказал!

Несчётны жители Шамбалы. Многочисленны великолепные новые силы и достижения, которые готовятся там для человечества...

Лама, Веданта говорит нам, что очень скоро человечеству будут даны новые энергии. Правда ли это?

Несметны великие ценности, суждённые и уготованные. Из Священных Писаний мы знаем Учение Благословенного об обитателях далёких звёзд. Из того же источника мы слышали о летающей стальной птице... о железных змиях, которые огнём и дымом пожирают пространство. Благословенный Татхагата предсказал всё на будущее. Он знал, что помощники Ригден-Джапо воплотятся в должное время; что священная армия очистит Лхасу от всех нечестивых врагов, и что будет установлено царство справедливости!

Лама, если великие воины воплотятся, не проявятся ли действия Шамбалы здесь, на нашей земле?

Повсюду и здесь, и на небесах. Все благие силы должны объединиться, чтобы поразить тьму. Каждый, кто поможет в этой великой задаче, будет вознаграждён стократно и на этой самой земле, в этом же воплощении. Все согрешающие против Шамбалы погибнут в этом же самом воплощении, потому что они истощили милосердие.

Лама, тебе ведома истина. Так скажи мне, почему столько недостойных священников?

Конечно, это не извинение; но если Учение должно двинутьcся на Юг, то и неудивительно, что многие учёные ламы покинули Тибет. Знают ли на Западе, что Панчен-Ринпоче (Таши-лама) связан с Шамбалой?

Лама, мы, конечно же, знаем, что Панчен-Ринпоче весьма почитаем повсюду. В разных странах мы слышали, как высоко отзывались о Его Святейшестве не только буддисты, но люди многих национальностей. Говорят даже, что в его личных покоях задолго до его отъезда некоторые подробности его будущих путешествий были представлены на фресках. Мы знаем, что Панчен-Ринпоче следует обычаям всех великих лам. Нам рассказывали, как во время своего бегства он и его последователи избежали многих величайших опасностей.

Мы знаем, что однажды преследователи из Лхасы уже почти настигли его, как вдруг повалил сильный снег и преградил преследователям путь. В другой раз Панчен-Ринпоче прибыл к горному озеру; трудная задача встала перед ним. Враги следовали за ним по пятам, и, чтобы спастись, надо было проделать длинный путь в обход озера. Панчен-Ринпоче погрузился на время в глубокую медитацию. А затем отдал распоряжение, что, несмотря на опасность, весь караван должен провести ночь на берегу озера. И вот случилось необычное: ночью ударил сильный мороз и озеро покрылось льдом и снегом. Перед рассветом, когда было ещё темно, Таши-лама велел своим людям быстро двинуться вперёд, и он и триста его последователей перешли озеро по льду наикратчайшим путём, избежав таким образом опасности. Когда враги подоспели к этому месту, солнце стояло уже высоко и в его лучах лёд растаял. Для них остался лишь окольный путь. Разве это не так?

Истинно, так оно и было. Панчен-Ринпоче помогала Святая Шамбала во всех его путешествиях. Он видел многочудесных знаков, когда пересекал нагорья, спеша на Север.

Лама, недалеко от Улан-Давана мы видели огромного тёмного коршуна, низко летевшего вблизи от нашего стана. Он пересёк путь чемуто блестящему и прекрасному, что двигалось на юг над нашим лагерем и сверкало в лучах солнца.

Глаза ламы сверкнули. Стремительно он спросил:

Не чувствовали ли вы в пустыне также ароматы храмовых курений?

Лама, ты совершенно прав: в каменистой пустыне, в нескольких днях пути от ближайшего жилья, многие из нас одновременно ощутили запах изысканного благоухания. Такое происходило несколько раз. Мы никогда не слышали такого дивного аромата. Он напомнил мне одно курение, которое дал мне однажды мои друг в Индии. Но откуда он получил его, я не знаю.

О, вас хранит Шамбала. Огромный тёмный коршун это ваш враг, который старается разрушить ваше дело, но охранительная сила Шамбалы сопровождает вас в виде этой Лучезарной Материи. Эта сила всегда с вами, но вы не можете видеть её постоянно. Она проявляется лишь по временам, чтобы укрепить и направить вас. Заметили ли вы направление, в котором двигался этот шар? Вы должны следовать в том же направлении. Ты упомянул священный зов Калагия! Тот, кто услышал этот |повелительный зов, должен знать, что путь в Шамбалу ему открыт. Он должен запомнить год, когда он был позван, потому что с этого времени ему будет непосредственно помогать Благо словенный Ригден-Джапо. Но только надо знать и ясно представлять себе. каким образом людям помогают, ибо часто они отвергают посланную помощь.

Лама, скажи мне, как обыкновенные люди получают помощь Шамбалы? Мы знаем об адептах и воплощённых сотрудниках Шамбалы. Но каким образом могущество Шамбалы проявляется среди простых людей?

Несказуемы и разнообразны эти пути. Каждому, кто в прежних воплощениях следовал учению справедливости и был полезен для Общего Блага, поможет это Общее Благо. Несколько лет назад, во время войны и беспорядков, один человек спросил ламу, не надо ли ему переменить местожительство. Лама ответил, что он может оставаться на прежнем месте ещё около шести месяцев, но потом будет в большой опасности и ему придётся бежать без промедления. В течение последующих шести месяцев человек этот весьма преуспевал в своих делах; всё было спокойно и его состояние умножалось. Когда эти шесть месяцев истекли, он подумал: «К чему мне рисковать своей собственностью, покидая это спокойное место? Всё как будто благоприятствует мне, и явно нет никакой опасности. Вероятно, лама ошибся». Но космическое течение не было остановлено. И суждённая опасность внезапно возникла. Вражеские войска полным ходом приближались к этому месту с обеих сторон, и человек этот понял, что свою лучшую возможность он упустил и что путь ему теперь отрезан. Он поспешил к тому же ламе и рассказал ему о том, что случилось.

Лама сказал ему, что по известным причинам необходимо, чтобы он был спасён. «Однако, прибавил он, теперь помочь тебе уже труднее. Лучшая возможность упущена, но я всё же могу коечто сделать для тебя. Завтра бери с собою свою семью и поезжайте на север. По дороге вы встретитесь со своими врагами. Это неизбежно. Когда вы увидите, что они приближаются, сойдите с дороги и стойте спокойно. Если бы даже они подошли к вам, если б даже заговорили с вами, стойте молча и неподвижно, пока они не проедут». Так и случилось. Человек со своею семьёй и скарбом выехал рано утром. Внезапно в утренних сумерках они различили силуэты быстро приближающихся всадников. Они свернули с дороги и застыли в напряжённом молчании.

Солдаты стремительно приближались, и бедняга слышал, какодин из них закричал: «Вот они! Я вижу тут людей. Вероятно, нас ждёт здесь славная добыча».

Другой солдат, смеясь, возразил ему: «Дружище, ты, верно, плохо спал прошлой ночью, если не можешь отличить камни от живых людей. Они совсем рядом с нами, а ты говоришь, что это не камни!»

Первый настаивал: «Но я даже вижу лошадь!» Второй смеялся:

«На такой каменной лошадке далеко не уедешь. Неужели ты думаешь, что лошадь, чуя всех наших коней, стояла бы неподвижно?»

Солдаты, смеясь от всей души и издеваясь над ошибкой первого, проехали совсем рядом с неподвижной группой и затем исчезли в тумане. Так, даже в самом трудном положении, человек этот был спасён, ибо однажды он был полезен Шамбале.

Шамбала знает всё. Но тайны Шамбалы хорошо охраняются.

Лама, каким образом охраняются тайны Шамбалы? Утверждают, что много сотрудников Шамбалы, много вестников спешит по всему миру. Как могут они сохранить тайны, доверенные им?

Великие Держатели тайн внимательно наблюдают за теми, кому они доверили свою работу и дали высокие поручения. Если с ними случится неожиданное несчастье, им немедленно помогут. И доверенное сокровище будет охранено. Лет сорок тому назад большая тайна была доверена человеку, жившему в великой монгольской Гоби. Ему было сказано, что он может воспользоваться этой тайной для известной цели, но когда почувствует приближение своего ухода из этого мира, должен передать сокровище доверенному лицу по своему выбору. Прошло много лет. И вот человек этот заболел, и во время болезни злая сила настигла его и он потерял сознание. В таком состоянии, конечно, он не мог передать сокровище достойному преемнику. Но Великие Держатели неусыпно бодрствуют на дозоре. Один из них из высокого Ашрама в величайшей поспешности отправился в путь через могучую Гоби, оставаясь в седле без отдыха больше шестидесяти часов. Он застал больного ещё вовремя и временно вернул ему сознание, так что тот оказался в состоянии докончить вверенное ему поручение достойным образом. Может быть, ты удивляешься, почему Держатель не взял Сокровище с собой? И почему всё должно было произойти именно в такой последовательности? Потому что у великой Кармы свои особые пути, и даже самые высокие Держатели тайн иногда не хотят прикасаться к нитям Кармы. Ибо каждая нить Кармы, будучи оборвана, производит величайший вред.

Лама, в Турфане и Туркестане нам показывали пещеры с длинными неисследованными ходами. Можно ли этими путями достичь Ашрамов Шамбалы? Нам рассказывали, что бывали случаи, когда незнакомые люди выходили из этих пещер и направлялись в города. Они хотели расплачиваться за покупки необычными, старинными монетами, какими теперь уже больше не пользуются.

Истинно, истинно, жители Шамбалы временами появляются в миру. Они встречаются с земными сотрудниками Шамбалы. Во благо человечества они рассылают драгоценные дары, замечательные реликвии. Я могу рассказать тебе много историй о том, как чудесные дары были получены по пространству. Даже сам Ригден-Джапо временами является в человеческом теле. Неожиданно появляется он в святых местах, монастырях, и к суждённому сроку возглашает свои пророчества.

Ночью или рано утром, до восхода солнца. Владыка Мира прибывает ко Храму. Он входит. Сразу же сами возжигаются все лампады. Некоторые уже узнали Великого Незнакомца. В глубоком почтении собираются ламы. С величайшим вниманием они слушают пророчества о будущем.

Приближается великая эпоха. Владыка Мира готов к бою. Многое уже проявляется. Космический огонь опять приближается к земле. Планеты возвещают Новую Эру. Но много катаклизмов ещё произойдёт до наступления Новой Эры благоденствия. И опять человечество будет испытуемо, чтобы узнать, достаточно ли продвинулся его дух. Подземный огонь стремится соприкоснуться с огненным элементом Акаши; если все благие силы не объединят свою энергию, величайшие катаклизмы неизбежны. Говорится, как является Благословенный Ригден-Джапо, чтобы отдать приказ своим вестникам; как на чёрной скале, на пути в Ладак, появляется Могущественный Владыка. От всех сторон стремятся к нему вестникивсадники, чтобы в глубоком почтении выслушать приказ, а затем мчатся во весь опор исполнять то, что заповедано великой мудростью.

Лама, как это вышло, что земная Шамбала ещё не открыта путешественниками? На картах можно найти столько маршрутов экспедиций. Кажется, что все вершины уже отмечены и все долины и реки исследованы.

Воистину, много золота в земле, и много алмазов и рубинов в горах, и каждый жаждет овладеть ими! И сколько людей пытаются найти их! Но пока что они не нашли всего этого так же никому не удастся достичь Шамбалы без зова! Вы слышали о ядовитых воздушных потоках, окружающих нагорья. Может быть, вы даже видели, как люди умирают от этих газов, когда приближаются к ним. Может быть, вы видели, как животные и люди начинают дрожать, приближаясь к определённым местам.

Многие пытаются достичь Шамбалы без зова. Некоторые из них исчезают навсегда. Только немногие доходят до святого места, и только если карма их созрела.

Лама, ты говоришь о святом месте на земле. Богатая ли там растительность? Горы выглядят бесплодными, а ураганы и всеопустошающие морозы кажутся необычайно сильными.

Посреди высоких гор встречаются неожиданно заключённые меж ними долины. Множество горячих источников питают богатую растительность. Многие редкие растения и лекарственные травы способны произрастать на этой необычной вулканической почве. Может быть, вам встречались горячие гейзеры в нагорьях. Может быть, вы слышали, что всего лишь в двух днях от Нагчу, где не увидишь ни деревца, ни растения, находится долина с деревьями, травой и тёплой водой. Но кому ведомы лабиринты этих гор? На каменистой поверхности не различить человеческих следов. Невозможно прочесть мысли людей, а тот, кто может, молчит! Возможно, во время ваших странствий вы встречали многочисленных путников неведомых странников, скромно одетых и молчаливо идущих по пустыне, в жару и холод, к своим неизвестным целям. Не думайте, что если одеяние скромно, то и сам незнакомец незначителен! Если глаза его полузакрыты, не надо думать, что и взгляд его не проницателен. Невозможно разглядеть, откуда приближается сила. Тщетны все предостережения, тщетны все предсказания лишь по единственному пути Шамбалы можно достичь победы. Обращаясь прямо к Благословенному Ригден-Джапо, вы можете преуспеть.

Лама, ты сказал, что враги Шамбалы погибнут. Каким же образом они погибнут?

Воистину, они погибают в должное время. Они истребляются собственным мерзким честолюбием. Ригден-Джапо милосерден. Но грешники сами себе враги. Кто может сказать, когда выплачивается заслуженное? Кто может знать, когда помощь действительно нужна? И какова должна быть эта помощь? Нужны многие перевороты, и они имеют свою цель. Именно тогда, когда наш ограниченный человеческий рассудок убеждён, что всё погибло и что не осталось никакой надежды, тогда созидающая рука Владыки шлёт свой могущественный луч.

Как же уничтожаются грешники? Один ламахудожник имел высокий дар писать священные изображения несравненной красоты. Великолепно писал он лики Ригден-Джапо, Благословенного Будды и Дуккар-Всевидящей. Но другой художник возревновал к нему и в ярости своей замыслил причинить ему зло. Но когда он начал клеветать на ламухудожника, по неизвестной причине загорелся

его собственный дом. Всё его имущество было уничтожено, и руки клеветника были сильно обожжены, так что он долгое время не мог работать.

Другой клеветник угрожал разрушить все труды одного честного человека. Но сам вскоре утонул, переправляясь через Цангпо. На другого человека, который совершил много прекрасных дел благотворительности, напал некто, стараясь уничтожить всё его достояние, которое было посвящено благу человечества. Но опять могущественный луч Ригден-Джапо настиг нападающего, и в один день всё его богатство было сметено и он сделался нищим. Возможно, и теперь ещё вы можете встретить его на базаре в Лхасе, просящего милостыню.

В каждом городе вы можете услышать, как те недостойные, которые обратили свою злобу против достойных, были наказаны. Только по пути Шамбалы вы можете идти в безопасности. Любое уклонение с этого пути славы ввергает вас в величайшие опасности. Всё на свете может быть изучено и измерено. Не веру и не слепое поклонение заповедал Благословенный, но знание опыта.

Это так. Лама. Я могу также рассказать тебе, как один из наших близких стал братом Шамбалы. Мы знаем, что он прибыл в Индию с научной миссией, как караван неожиданно потерял его, и что много времени спустя нежданная весть открыла, что он в Шамбале.

Я могу рассказать тебе, как из далёкого Алтая многие староверы отправлялись искать так называемое Беловодье и больше уже не возвращались. Я слышал названия тех гор, рек и озёр, которые лежат на пути к святым местам. Они сокровенны; некоторые из этих названий искажены, но вы распознаёте заключённую в них основную истину.

Я могу рассказать тебе, как один достойный ученик этого возвышенного учения отправился в путь, чтобы достичь Шамбалы, прежде назначенного ему срока. Это был чистый и искренний дух, но карма его ещё не была изжита, и его земная задача была ещё не исполнена. С его стороны это было преждевременно, и один из Великих Учителей выехал верхом ему навстречу в горах и лично говорил с этим устремившимся путником. В милосердии и сострадании своём он послал его обратно, чтобы тот завершил свои неоконченные дела. Я могу рассказать тебе об Ашрамах за Шикацэ. Я могу рассказать тебе, как Братья Шамбалы появлялись . в разных городах и как они предотвращали величайшие человеческие бедствия, когда люди принимали их подобающим образом. ... Лама, встречал ли ты Азаров и Кутхумпа? Если тебе известно так много случаев, то ты должен быть успешен в своей работе. Знать так много о Шамбале уже само по себе есть поток очищения. Многим из нас в жизни доводилось встречать Азаров и Кутхумпа и снежных людей, которые им служат. Только недавно Азары перестали появляться в городах. Они все собрались в горах. Очень высокие, с длинными волосами и бородами, они внешне напоминают индусов. Однажды, идя вдоль Брахмапутры, я увидел Азара. Я попытался догнать его, но он быстро скрылся за скалой и исчез. Однако я не нашёл там ни пещеры, ни углубления; всё, что я увидал, это небольшую ступу. Вероятно, он не пожелал, чтобы его беспокоили.

Кутхумпа теперь больше не видно. Раньше они совершенно открыто появлялись в области Цанг и у Манасаровара, когда паломники ходили к священной горе Кайласа. Даже снежных людей теперь редко увидишь. Обычный человек в своём невежестве ошибочно принимает их за призраки. Есть глубокие причины, почему именно теперь Великие не появляются так открыто. Мой старый учитель много рассказывал мне о мудрости Азаров. Мы знаем несколько мест, где жили эти Великие, но в настоящее время эти места опустели. Какаято глубокая причина, великая тайна!

Лама, значит это правда, что Ашрамы удалены из окрестностей Шикацэ?

Не надо произносить эту тайну. Я ведь уже сказал, что Азаров больше не встретишь в Цанге.

Лама, почему ваши священники уверяют, что Шамбала далеко за океаном, тогда как земная Шамбала много ближе? Чома де Кёрёш даже упоминает, приводя тому доказательство, это место чудесную горную долину, где произошло посвящение Будды.

Я слышал, что Чома де Кёрёша постигло несчастье. И Грюнведель, которого ты упоминал, лишился рассудка; ибо они прикоснулись к великому имени Шамбала из любопытства, не представляя себе его огромного значения. Опасно играть с огнём и всё же огонь приносит человечеству величайшую пользу. Ты, наверное, слышал, как некоторые путешественники пытались проникнуть в запретную область и что проводники отказывались следовать за ними. Они говорили: «Лучше убейте нас». Даже этим простым людям понятно, что к таким высоким вопросам можно прикасаться лишь с величайшим почтением.

Не преступайте законов! Ждите в пламенном труде, среди постоянного подвига, пока вестник Шамбалы не придёт к вам. Ждите, пока Мощноголосый не произнесёт: Калагия' Тогда вы можете невредимо углубиться в исследование этого высочайшего вопроса. Поверхностное любопытство должно преобразиться в истинное изучение, в приложение высоких принципов в каждодневной жизни.

Лама, ты странник. Где найду тебя снова?

Прошу тебя, не спрашивай моего имени. Более того, если ты повстречаешь меня в городе или в какомнибудь другом селении не подавай вида, что узнал меня. Я сам подойду к тебе

А если бы я подошёл к тебе. ты бы просто ушёл или же както загипнотизировал бы меня?

Не вынуждай меня употреблять эти природные силы. В некоторых Красных сектах позволено применять известные силы Но мы можем пользоваться ими лишь в исключительных случаях Мы не должны нарушать законы природы. Истинное Учение Благословенного велит нам быть осторожными в обнаружении наших внутренних способностей

Лама, скажи мне ещё. видел ли ты сам Ригден-Джапо?

Нет, я не видел Владыку во плоти. Но я слышал Его Голос И зимой, когда в горах стоял мороз, роза цветок дальней долины была Его подарком мне. Ты спрашиваешь меня столь о многом, что я вижу. ты владеешь основами знаний по многим вопросам. Что бы ты делал если б я начал допытывать тебя?

Лама. я молчал бы Лама улыбнулся:

Да. ты действительно знаешь многое. Может быть, ты даже знаешь, как пользоваться силами природы, и что Запад в последние несколько лет стал свидетелем многих знамений, особенно во время войны, которую начали вы или ктото из вас.

Лама, безусловно, такое беспримерное массовое убийство людей должно было вызвать неожиданный поток реинкарнаций Столько людей скончалось ранее своего назначенного часа. и изза этих событий столь многое было искажено и приведено в расстройство.

Вероятно, вы не знали о пророчествах, в которых эти бедствия давно уже были предсказаны. Если б только вы знали вы никогда бы не начали эту ужасную бойню.

Если вы знаете о Шамбале, если вы знаете, как использовать свои скрытые природные силы, вы также должны знать и о Намиг Небесных Письменах. И вы, наверное, знаете, как воспринимать пророчества о будущем.

Лама, мы слышали, что все передвижения Таши-ламы и Далай-ламы были предсказаны в пророчествах задолго до того как они произошли.

Я повторяю, что в частных покоях Таши-ламы по его указанию были изображены все события его будущих странствований. Часто совсем незнакомые люди сообщают эти пророчества и вы можете видеть и слышать ясные знаки приближающихся событий.

Вы знаете, что у входа в великий храм Гэсэрхана стоят два коня белый и красный. И когда Гэсэрхан приближается, эти кони ржут. Слышали ли вы, что недавно это великое знамение совершилось и многие люди слышали ржание священных коней?

Лама. ты упомянул третье великое имя Азии...

Тайна, тайна, не надо говорить слишком много: Когданибудь мы побеседуем с одним учёным геше из Морулинга. Этот монастырь был основан нашим Далай-ламой Великим, и Великое Имя звучит в названии монастыря. Говорят, что прежде чем оставить Лхасу навсегда, великий Далай-лама имел в этом монастыре таинственное причастие. Истинно, из этого монастыря исчезло несколько лам для новых великих задач.

Там ты нашёл бы коечто очень знакомое тебе.

Лама, можешь ли ты рассказать чтонибудь о трёх крупнейших монастырях близ Лхасы Сэра, Гандене и Депунге? Лама улыбнулся.

О, это крупные государственные монастыри. В Сэра, среди трёх тысяч лам, ты можешь найти много настоящих бойцов. В Гандене много лам из других стран, таких, как Монголия. Там находится Кресло нашего Великого Учителя Цонкхапы. Никто не может прикоснуться к этому великому сиденью, не испытав трепета. В Депунге тоже есть несколько учёных лам.

Лама, имеются ли под Поталою тайные ходы? И есть ли под главным храмом подземное озеро? Лама опять улыбнулся.

Ты знаешь так много, что мне кажется, что ты был в Лхасе. Я не знаю, когда ты был там. Не имеет значения, был ли ты там теперь или в другом одеянии. Но если ты видел это подземное озеро, ты, должно быть, был или очень высоким ламой, или слугойфакельщиком. Но как слуга ты не мог бы знать всего того. что ты рассказал мне. По всей вероятности, ты знаешь также, что в Лхасе во многих местах имеются горячие источники и в иных домах они питает весь домашний обиход.

Лама. я слышал, что некоторые животные олени, белки и шакалы подводят к медитирующим ламам в пещерах Гималайских лесов: и что обезьяны и мартышки иногда приносят им свою еду.

Я со своей стороны спрошу тебя что может быть невозможного? Но оно очевидно: олень не подойдёт к человеку в городе, потому что крайне редко в этих многолюдных местах найдёте вы человека с благими помыслами. Человечеству неизвестно значение и определённое воздействие аур: оно не представляет себе, что не только люди, но даже неодушевлённые предметы имеют значительные и действенные ауры.

Лама. мы знаем об этом и даже начали фотографировать ауры. Что же касается неодушевлённых предметов. Лама. мы тоже знаем коечто о Кресле Учителя и что никто не должен прикасаться к этому Креслу. Таким образом присутствие Великого всегда ощутимо.

Если вам известна ценность такого почитаемого кресла, то вы знаете и о значении водительства Гуру. Гуру это высшая связь, какую мы можем достичь в нашем земном одеянии. Водительство Гуру нас охраняет, и в нашем почитании Гуру мы восходим к совершенству. Тот, кому известно истинное значение Гуру, не станет говорить против реликвий. На Западе вы тоже храните портреты дорогих вам людей, и вы очень цените символы и предметы, которыми пользовались ваши далёкие предки и великие вожди. Потому не принимайте это за идолопоклонство, но лишь как глубокое почитание и памятование работы, совершённой одним из великих. И это не одно только внешнее почитание, но если вам известно о психических эманациях предметов, то вы знаете также и о естественной магии. Что ты думаешь о магнитном жезле, который указывает подземные богатства земли?

Лама. мы повсюду слышали многочисленные рассказы о странной способности этой движущейся палочки, при помощи которой обнаруживают многие залежи руд. ключи и источники.

И кто, по-твоему, действует в этих опытах, палочка или человек?

Лама, я думаю, что палочка безжизненный предмет, между тем как человек полон вибраций и магнетических сил. Таким образом, палочка не более чем перо в руке человека.

Да. в нашем теле сосредоточено всё. Надо только знать, как применять эти силы и как не употребить их во зло. Знаете ли вы на Западе чтонибудь о Великом Камне, в котором сосредоточены магические силы? И знаете ли вы. с какой планеты пришёл этот Камень? И кто владел этим сокровищем?

Лама. о Великом Камне у нас столько же легенд, сколько у вас изображений Чинтамани. Со времён друидов многие народы помнят эти правдивые легенды о естественных энергиях, скрытых в этом странном пришельце на нашу планету. Очень часто в таких упавших камнях скрыты алмазы, но это ничто в сравнении с некоторыми другими неизвестными металлами и энергиями, которые ежедневно находимы в камнях и в многочисленных токах и лучах.

Lapis Exilis так называется камень, который упоминали в старину мейстерзингеры. Видно, что Запад и Восток сходятся во многих основах. И нам не нужно идти в пустыню, чтобы услышать о Камне. В наших городах, в наших научных лабораториях другие легенды и доказательства.. Мог ли кто подумать, что волшебные сказки о летающем человеке станут когдато реальностью? А теперь, ежедневно, и почта и туристы могут прибыть по воздуху.

Конечно, Благословенный уже давно говорил, что железные птицы будут летать высоко в воздухе. Но между тем мы способны парить в наших тонких телах, не нуждаясь в подъёме столь больших масс. Вы, западники, постоянно мечтаете подняться на Эверест в тяжёлых ботинках: но мы достигаем тех же высот и гораздо более высоких пределов без затруднении. Надо только думать, изучать, запоминать и знать, как сознательно усваивать весь свой опыт в тонких телах. Всё указано в Калачакре, но лишь немногие постигли это. Вы на Западе, со своими ограниченными аппаратами, можете слышать звуки на дальних расстояниях. Вы можете улавливать даже космические звуки. Но уже давнымдавно Миларепа. безо всяких аппаратов, мог слышать все высшие голоса.

Лама, правда ли, что Миларепа в юности не был духовным человеком? Гдето мы читали, что он даже убил всю семью своего дяди. Каким же образом такой человек, после подобных крайних проявлений гнева и даже убийства, стал духовно развитым существом?

Ты прав. В юные годы Миларепа не только убил эту семью, но, по всей вероятности, совершил и много других ужасных преступлений. Но пути духа неисповедимы. От одного из ваших миссионеров мы слышали о вашем Святом по имени Франциск Однако же в юности он тоже совершил немало проступков, и его жизнь не была так уж чиста. Как же тогда он смог за одну жизнь достичь такого совершенства, что на Западе его почитают одним из самых возвышенных Святых? От ваших миссионеров, посещавших Лхасу в прежние века, мы слышали много рассказов, и некоторые из ваших книг стоят в наших библиотеках. Говорят что книги вашего Евангелия можно найти запечатанными в некоторых из наших ступ. Может быть, мы лучше вас знаем, как почитать чужие религии.

Лама, для нас, западных людей, так трудно почитать вашу религию, потому что многое так запутано, многое искажено. Например, как мог бы чужестранец, видя два внешне совершенно одинаковых монастыря, понять, что в одном проповедуется буддизм, в то время как другой является злейшим врагом буддизма. Даже если войти в эти монастыри, то глядя поверхностно, видишь почти одинаковые изображения. Так, для чужеземца столь же трудно различить, повернута ли свастика в обратном направлении или нет, как и понять, почему одна и та же иконография может выступать как за. так и против Будды. Постороннему трудно понять, почему совершенно безграмотные и предающиеся пьянству люди носят то же звание ламы, как и ты. так много знающий и столь глубоко культурный.

Ты прав. Много лам носят ламаистские одеяния, но их внутренняя жизнь гораздо хуже, чем у мирянина. Нередко из многих тысяч лам найдётся лишь несколько отдельных лиц. с которыми можно беседовать на возвышенные темы и ждать достойного ответа. Но разве не то же самое и в вашей религии?

Мы видели многих миссионеров. вероятно, они говорят об одном и том же Христе, но они нападают друг на друга. Каждый называет своё учение высшим. Я убеждён, что Исса дал одно учение, каким же образом этот великий символ может содержать части, явно враждебные одна другой? Не думайте, что мы настолько невежественны. Мы слышали, что обряды, отправляемые одной сектой христианских священников, не признаются другими христианскими священниками. Следовательно, у вас должно быть много противостоящих друг другу Христов.

В наших пустынях находят много христианских крестов. Как-то я спросил одного христианского миссионера, подлинны ли эти кресты, и он мне ответил, что все эти кресты поддельные: что во все века ложное христианство проникало в Азию, и что мы не должны считать эти кресты высокими символами. Так скажи мне, как нам отличить подлинный крест от поддельного? У нас тоже имеется крест в Великом Знаке АкДордже. Но для нас это великий знак жизни, огненной стихии вечный знак. Против этого знака никто не станет возражать!

Лама, нам известно, что лишь знанием духа можем мы распознать, что подлинно.

Опять ты обнаруживаешь знание великих вещей. Опять ты говоришь словно из нашей величественной Калачакры. Но как нам проявить наше великое понимание? Воистину, мы мудры в духе: мы знаем всё но как нам вызвать это знание из глубин нашего сознания и передать его нашему уму? Как распознать необходимые границы между жизнью аскетической и жизнью простой? Как узнать, сколько мы можем оставаться отшельниками и сколько должны мы работать среди людей? Как узнать. какое знание может быть открыто безо всякого вреда, а какое может быть. самое возвышенное можно разглашать лишь немногим? Это знание Калачакры.

Лама. великая Калачакра в сущности неизвестна, потому что её учение смешано с низким тантрическим учением. Точно так же, как у вас есть настоящие буддисты, а также их противоположность бонпо. так же у вас имеется и самая низкая тантра колдовства и некромантии. А разве Благословенный не осудил колдовство? Скажи мне откровенно, позволительно ли ламе быть колдуном?

Ты прав. Не только колдовство, но и ненужное выставление напоказ сверхобычных сил были запрещены нашими великими Учителями. Но если чейто дух настолько продвинулся, что может совершить многое и естественным образом использовать любую свою энергию на Общее Благо, то это уже не колдовство но высокое достижение, великий труд ради человечества.

На наших символических изображениях, на наших образах и танках, вы можете видеть, как действовали великие Учителя: из всех великих Учителей лишь немногих вы видите в полной медитации. Обычно они принимают деятельное участие в великой работе. Они или учат народ, или укрощают тёмные силы и стихии: они не боятся противостать самым могущественным силам и даже вступить в союз с ними. лишь бы это было на общее благо. Иногда вы можете видеть Учителей в самом столкновении рассеивающих силы злых духов. Земную войну мы не одобряем хотя на буддистов нападали на протяжении всей истории: буддисты же никогда не были зачинщиками. Мы слышали, что во время вашей недавней Великой войны христианские священники каждой из воюющих сторон объявили, что Исса и Бог с ними. Если Бог един, то из этого следует, что он вступил в противоречие с самим собой. Как вы можете объяснить это противоречие которое так непонятно для всех буддистов?

Лама, эта война кончилась. Могут происходить самые ужасные ошибки, но теперь все народы мыслят о том, как уничтожить не только саму идею, но даже средства и орудия войны.

А ты считаешь, что все пушки и военные корабли следовало бы уничтожить? Лучше бы обратить их в орудия мира и возвышенного учения. Мне бы хотелось видеть большие военные корабли передвижными школами высокого учения. Возможно ли это? Во время своей поездки в Китай я видел такое множество пушек и военных кораблей, что я подумал: будь эти ужасные творения символами высокого учения, а не символами убийства, какой огромный прилив космической энергии испытал бы тогда наш мир'

Лама. змея жалит, и всё же она считается символом мудрости.

Наверное, ты слышал старую притчу о том, как змея получила предостережение не жалить, но только шипеть. Каждый должен быть сильным но какую защиту ты считаешь самой сильной?

Лама, конечно же ту защиту, которую даёт сила духа. Потому что лишь в духе мы укрепляемся и умственно и физически. Духовно сосредоточенный человек так же силён, как дюжина самых мускулистых атлетов. Человек, который знает, как пользоваться своими умственными способностями, сильнее толпы.

Ну вот. мы снова подходим к нашей великой Калачакре. Кто может жить без пищи? Кто может жить без сна? Кто не подвержен жаре и холоду? Кто может исцелить раны? Истинно лишь тот, кто изучает Калачакру

Великим Азарам, которые знают Учения Индии, известно происхождение Калачакры. Познания их огромны, и когда они будут явлены на помощь человечеству, они полностью переродят жизнь! И Восток, и Запад применяют многое из учений Калачакры, не ведая того, и даже такое бессознательное использование даёт столько замечательных результатов. Поэтому ясно, насколько несравнимо большие возможности открылись бы при сознательном подвиге и как мудро могла бы быть использована великая вечная энергия, эта тонкая невесомая материя, которая рассеяна повсюду и которая доступна нам в любое мгновение. Это Учение Калачакры, это использование первичной энергии называлось Учением Огня. Индусам известен великий Агни: хотя учение это и древнее, оно будет новым учением Новой Эры. Мы должны думать о будущем: и мы знаем, что в Учении Калачакры содержится всё, что может быть применено с наибольшей пользой.

Сейчас столько учителей: так различны они и так враждебны друг другу. И однако же многие из них говорят об одном и том же о том, что изложено в Калачакре. Один из ваших священников както спросил меня: «Не составляют ли Каббала и Шамбала части единого учения?» Он спрашивал: «Не был ли великий Моисей посвящённым этого же учения и последователем тех же самых законов?»

Можно утверждать одно: каждое учение истины, каждое учение высшего принципа жизни исходит из единого источника. Многие древние буддийские ступы были превращены в лингамы. и многие мечети заключают в себе стены и основания древних буддийских вихар. Но что в том плохого, если эти сооружения посвящались единому высшему принципу жизни? Многие буддийские изображения на скалах восходят к учениям, существовавшим задолго до Благословенного. И тем не менее они символизируют ту же самую высокую Сущность.

Что раскрыто в Калачакре? Есть ли в ней какиелибо запреты? Нет, в высоком учении изложено только созидательное. Это так. И эти же высокие силы предлагаются человечеству. И строго научно показано, как природные силы стихий могут быть использованы человечеством. Когда говорится, что кратчайший путь через Шамбалу. через Калачакру. это означает, что совершенство не есть недостижимый идеал, но что искренним и ревностным устремлением оно может быть достигнуто здесь, на этой самой земле и в этом же воплощении. Таково Учение Шамбалы. Истинно, каждый может приобщиться к нему. Истинно, каждый может услышать звучащее слово Калагия!

Но чтобы достичь этого, человек должен полностью посвятить себя созидательному труду. Те, кто сотрудничает с Шамбалой, посвящённые и вестники Шамбалы, не сидят в уединении они странствуют повсюду. Очень часто люди не узнают их. а иногда они даже не узнают друг друга. Но они выполняют свою работу не для себя, но для великой Шамбалы: и всем им известен глубокий символ анонимности. Иногда они кажутся богатыми, но у них нет собственности. Всё для них, но они ничего не берут себе.

Так что, если вы посвятили себя Шамбале, всё у вас взято и всё вам дано. Если у тебя есть сожаления ты сам же и теряешь:

если отдаёшь с радостью обогащаешься. По существу, в том и заключается Учение Шамбалы, что мы не говорим о чёмто далёком и тайном. Поэтому, если вы знаете, что Шамбала здесь, на земле: если вы знаете, что всё может быть достигнуто здесь, на земле, тогда всё должно получить воздаяние здесь же, на земле. Вы слышали, что воздаяние Шамбалы воистину происходит здесь, и притом многократно умноженное. И причина не в том, что Учение Шамбалы посвоему единственное, но в том, что Учение Шамбалы жизненно, дано для земных воплощений и может применяться во всех обстоятельствах. Как можем мы научиться работать? Как быть готовым ко всевозможным знаниям; как быть открытым и всевмещающим? Только через практическое изучение Шамбалы.

Когда вы читаете многочисленные книги о Шамбале, частью переведённые на другие языки, и частью закрытые, не смущайтесь великими символами. Даже на Западе, когда вы говорите о великих открытиях, вы пользуетесь специальным языком, и обычные люди не понимают его и воспринимают эти выражения буквально, судя только по поверхности. То же самое можно сказать и о великих писаниях, и о научных документах. Некоторые понимают великие Пураны буквально. К каким выводам они придут? Только к таким, какие можно извлечь из поверхностного слоя языка, из его филологии, но не из значения употребляемых знаков. Гармонию между внешним и внутренним можно обрести только через изучение Калачакры. Вероятно, вы встречали знаки Калачакры на скалах, в совсем безлюдных местах.

Чьято неизвестная рука нанесла рисунок на камни и высекла знаки Калачакры на скалах. Истинно, истинно, только через Шамбалу, только через Учение Калачакры можно достичь совершенства кратчайшего пути.

Калагия, калагия, калагия. Приди в Шамбалу!

Затем наша беседа стала ещё более прекрасной и священной. В неё вошёл тот символ, который возносит все человеческие устремления. Мы говорили о горе Кайласа, об отшельниках, которые и по сей день живут в пещерах этой чудесной горы, наполняя пространство зовами, пробуждающими людей к праведности.

А затем мы говорили о Том Месте, что лежит к северу от Кайласа...

Спустились сумерки, и вся комната, казалось, преобразилась. Образ Ченреси, великолепно вышитый по блестящему шёлку и висевший над головой Ламы, казалось, многозначительно взглянул вниз на нас. Таких изображений больше не найти в Тибете.

По обеим сторонам от этого изображения располагались другие, тоже редкой вышивки. На одном из них был Амитаюс: на другом Владыка Будда, непоколебимый, с победоносным знаком молнии, дордже, в руке. Из алтаря в комнате благосклонно улыбалась Долма, Белая Тара.

От букетика свежих фуксий и фиолетовых георгин исходила живительная жизненная сила. Там же светился образ Могущественного, Непобедимого Ригден-Джапо, и Его Присутствие опять напомнило нам о таинственном Месте к северу от Кайласа. По углам этого знамени разместились четыре очень значительных образа. Внизу преемник Ригден-Джапо с пандитоминдусом, одним из первых толкователей Калачакры. В верхних углах находились два образа Таши-лам. Слева Таши-лама Третий, Панчен Пелден Еше, который дал указания о Шамбале. А справа соответственное изображение нынешнего Таши-ламы, Панчена Чхокьи Ньима Гелег Намгьял Пелсангпо, который недавно опубликовал ещё одну молитву Шамбале Сияющей. В центре знамени был сам Ригден-Джапо, и в основании Его трона сверкал скрещенный Акочир-Акдордже Крест Жизни. Множество людей собрались перед троном Ригдена: кого только нет среди них! Вот ладакец в своей высокой чёрной шапке:

китайцы в своих круглых шапочках с красными помпонами наверху: вот индус в своём белом одеянии: а вот мусульманин в белом тюрбане. Здесь киргизы, буряты, калмыки: а там монголы в своей характерной национальной одежде.

Каждый преподносит Владыке лучшие дары своей земли: фрукты и зерно, ткани и оружие и драгоценные камни. Эти народы никто не принуждал: они пришли добровольно со всех концов Азии, окружив Великого Воина. Может быть, они покорены? Нет. в их обращении к Нему нет униженности. Народы обращаются к Нему как к своему собственному, своему единственному правителю. Его рука указывает по направлению к земле, как и рука великого Льва-Сэнкэ в его величественном жесте: на земной твердыне даёт он клятву всегда созидать непоколебимо.

От благовонных курений перед изображением поднимались синеватые струйки дыма, проплывая перед ним и выписывая многочисленные знаки на тайном языке сензар. А затем, дабы не знающие Великую Истину не осквернили её, благоухающие знаки поплыли, постепенно растворяясь и исчезая в пространстве.

Talai-Pho-Brang (Талайпхотан), 1928.

Перевод Р. Рудзитиса